Прикоснись к прошлому

Архивная коллекция исторических документов архивного отдела содержит рукописные, печатные документы и фотодокументы, отражающие разные этапы развития города. Среди управленческой документации, находящейся на постоянном хранении, есть уникальные подлинники давних лет, чтение которых проливает свет на многие события городской жизни.

22.11.2017
254




Ливенский автовокзал, начало 70-х годов ХХ века.
Ливенский автовокзал, начало 70-х годов ХХ века.
 К примеру, акты от 2 августа 1943 года и 12 февраля 1944 года с подписями членов комиссий горсовета, удостоверяющие факты многочисленных разрушений зданий культурно-бытового назначения, религиозных сооружений, гибели музейных ценностей и многолетних насаждений на территории Ливен за время фашистской оккупации с 25 ноября по 25 декабря 1941 года, налетов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов с 28 июня 1942 года. Общий материальный ущерб в тот тяжелый период для экономики города оценивался в 14 млн. 668 тысяч 250 рублей. Это очень большая сумма. Разрушениям подверглись жилые дома, важные постройки хозяйственного назначения, стадион «Динамо», мосты, городской сад, здания Георгиевской, Заливенской, Казанской, Сергиевской церквей и их чугунные ограждения, тротуары и мостовые, были уничтожены полностью ценные музейные экспонаты.
 В газетах военного и последующего мирного периода говорилось о тяжкой судьбе, постигшей город, напоминавший «каменный скелет» летом 1942 года.
Большую статью под названием «Чего ждут в Ливнах?» посвятила городу «Орловская правда» 12 апреля 1946 года (№ 64 (8753). В публикации шла речь об отставании капитальных восстановительных работ и темпов благоустройства. В числе положительных свидетельств отмечалось восстановление свыше 4 тыс. кв. метров жилья, возведение водонапорной башни, ремонт бани и некоторых других коммунально-бытовых предприятий, возобновление выпуска ряда промышленной и пищевой продукции. А в качестве первоочередных мер требовалось продолжение расчистки улиц от завалов, ремонт мостовых и тротуаров, наведение элементарного порядка на базаре, бульварах, в городском саду, устранение недоделок на банном объекте и на одном из корпусов электростанции. Намечалось промышленное строительство, планировался комплекс объектов в инфраструктуре города: спиртзавод, мясокомбинат, кожевенный завод, кирпично-черепичное предприятие, обувная фабрика. Авторы статьи отмечали «творческий размах, деловитость и умение смотреть в будущее», но вместе с тем бойким журналистским пером упрекали местных руководителей за медлительность организации и даже «сонливость».
Жизнь продолжалась, и уже к середине 50-х годов в Ливнах функционировали заводы противопожарного машиностроения, насосный, «Ливгидромаш», кирпичный, ТЭЦ, строительная база и СМУ. С опорой на капвложения всех перечисленных предприятий исполком Ливенского городского Совета счел необходимым поднять вопрос строительства больницы в г. Ливны. В протоколе заседания горисполкома от 9 марта 1954 года конкретно сформулирована повестка дня: планировать больничное здание на 250 коек с поликлиникой и с выходом фасадной стороны на ул. Шмидта, выделить для размещения территорию размером 3,5 га, обратиться в Гидромашприбор для изготовления технической документации в первой половине 1954 года.
Ливны были названы «быстро растущим городом машиностроителей», в перспективе 2-3 лет намечался рост рабочей силы порядка 10 тысяч человек, а с членами семей предполагался рост населения города до 35-40 тысяч человек. В целях контроля состояния здоровья и предупреждения болезней требовалось развитие медицины, поликлинической и больничной службы.
Важным историческим решением городской и областной власти стало строительство высоководного моста через реку Сосна. Совещание по строительству состоялось 5 мая 1960 года под руководством заместителя председателя Облисполкома. Обсуждалось уточнение проекта моста по отдельным элементам намеченного сооружения, давались поручения для проведения подготовительных работ, которые требовали серьезной перестройки коммунально-бытовой инфраструктуры. Предполагалось закрытие существовавшей водокачки, перенос высоковольтной электролинии, городских и железнодорожных сетей связи, срочное форсирование строительства нового питьевого водовода в г. Ливны, предусмотренного народно-хозяйственным планом на 1960 год, обеспечение специализированной техникой строительства моста и необходимых материалов, в т. ч. металлом. Этим решением город получал несомненные преимущества: долгожданный и необходимый новый мост с двухполосным автомобильным движением и тротуарами для пешеходов, возможность сквозного движения по городу и району, безопасность для транспорта и людей в период разлива реки Сосны, а строительство водовода в город Ливны позволило улучшить обеспечение и наладить бесперебойность снабжения качественной питьевой водой. Построенный в начале 60-х годов мост был своего рода достопримечательностью города, его изображение есть на многих открытках, посвященных Ливнам, в кинохронике.
В том же 1960 году городские власти приняли решение (от 19.01.1960 г. № 1/6) «Об отводе земельного участка под строительство автовокзала». Однако к этому вопросу исполком Ливенского городского Совета депутатов обратился только 16 января 1965 года, когда принималось решение «отвести ливенскому автохозяйству № 2 земельный участок площадью 11419 кв. метров на территории площади имени Кирова для строительства автовокзала за счет свободных городских земель», а находившийся в этом месте лесосклад райпотребсоюза был перемещен «на территорию Георгиевского района города». Здание автовокзала из сборного железобетона и стекла было сдано в эксплуатацию с залом ожидания на 150-200 пассажиров, гостиницей на 30 мест, комнатой отдыха для водителей и других сотрудников. Со дня открытия автовокзала ежедневно курсировали более 40 автобусов (10 – внутри города). Открывались новые маршруты, в том числе в столицу нашей Родины Москву.
13 апреля 1989 года решением Ливенского городского Совета народных депутатов было объявлено о строительстве транспортного моста через реку Сосну в Георгиевском микрорайоне города. Оно соответствовало генеральному плану развития города. Еще один мост должен был связать Ливны с сельскими населенными пунктами, расположенными за чертой слободы Беломестной. На сегодня это важная транспортная ниточка для жителей города и сельской местности, транзитного транспорта. Оба моста заметно оживили прилегающие городские улицы.
Елена Лобцова,
начальник архивного отдела
администрации г. Ливны